Храмы RU

Католическая церковь в Паласари

Католическая церковь в Паласари

Католическая церковь в Паласари, известная как Церковь Святого Сердца Иисуса, была построена в середине прошлого века и расположена в уникальной христианской деревне Паласари на западе Бали. Это одно из немногих мест на острове, где можно увидеть значительное влияние католицизма, который на Бали является редкостью.
Христианство на Бали имеет долгую, но сложную историю, связанную с колонизацией и противодействием местных традиций. Оно до сих пор остаётся религией меньшинства: христианами является лишь около 2% населения Бали, в то время как в Индонезии этот показатель составляет примерно 15%.

История миссионерской деятельности на Бали

Христианство долго ассоциировалось у балийцев с завоевателями. Индуизм, глубоко вплетённый в социальные и культурные традиции острова, оставался для местного населения духовной основой, а христианство не находило отклика.

Первым миссионером на Бали стал англиканский священник преподобный Эннис, приехавший в 1838 году. Однако его миссия провалилась, и он вскоре покинул остров. В 1865 году голландское колониальное правительство открыло протестантскую миссию в Сингарадже. Через год преподобный ван Экк обратил в христианство первого балийца, своего слугу Густи Ваянг Нурата Карангасема, крещённого под именем Никодемус. Однако его принятие новой веры привело к изгнанию из общины и трагическому концу: в 1891 году, после убийства священника де Врума, Никодемус был казнён.

После этого миссионерская деятельность была временно запрещена. Лишь в XX веке проповеди возобновились, но успехи оставались скромными. Балийцы, принявшие христианство, нередко подвергались изгнанию, насилию и дискриминации.

Во время экономического кризиса 1930-х годов миссионеры обещали освобождение от налогов для крестившихся, что вызвало временный рост обращений. Однако обман вскрылся, и многие вернулись к индуизму.

Современное положение христиан на Бали

Сегодня большинство христиан на острове — местные жители, хотя ещё в начале XX века это были преимущественно европейцы, американцы или китайцы. Положение христиан в Индонезии остаётся непростым: страна занимает 46 место в мирепо уровню угрозы для представителей этой религии. На Бали, несмотря на относительно более толерантное отношение, также фиксируются случаи нетерпимости.

Многие христиане сталкиваются с трудностями при регистрации общин и открытии церквей. Нападения на недавно крестившихся людей и давление со стороны родственников и соседей также остаются актуальными проблемами.

Католические и протестантские общины

Запад Бали стал своеобразным плавильным котлом, где мигранты из разных частей Индонезии и представители разных культур живут вместе. Это формирует более терпимое отношение к представителям разных религий. Католические церкви, протестантские общины и даже православная миссия вблизи Сингараджи являются примером мирного сосуществования на острове.

Толерантность на Бали

Несмотря на вызовы, Бали остаётся местом, где отношение к представителям других религий более дружелюбное, чем в ряде других регионов Индонезии. Мигранты-христиане из других частей страны находят на острове убежище от преследований, а необходимость совместного существования на ограниченной территории способствует воспитанию терпимости.
Католическая община деревни Паласари на Бали имеет уникальную историю, которая берёт начало в 1936 году. Тогда в селение Тука, недалеко от Денпасара, прибыл католический священник Саймон Буйс, член миссии Verbi Societas Divini. Его подход к миссионерской деятельности основывался на интеграции в местную культуру. Он выучил индонезийский и балийский языки, познакомился с традициями и образом жизни местных жителей. Благодаря этому, спустя три года почти все жители Тука стали христианами. Католическая община этого села существует до сих пор.

В то же время на Бали начала действовать китайская протестантская миссия. Их агрессивное отношение к индуизму вызвало напряжение в обществе, что привело к нападениям на христиан. Чтобы снизить конфликт, правительство отправило протестантов на запад острова, выделив им землю в джунглях.

Отец Саймон, обеспокоенный безопасностью своих прихожан, попросил у администрации выделить участок земли для переселения католической общины. В 1940 году им предоставили 200 гектаров земли в западной части острова, неподалёку от протестантской деревни. Шестого сентября 1940 года отец Саймон вместе с 24 прихожанами отправился к новому месту жительства. Этот путь длиной 120 километров, который они прошли пешком, стал настоящим испытанием: к месту назначения добрались лишь 18 человек.

На новом участке, богатом мускатными деревьями, община построила небольшую церковь. Деревня получила название Паласари, что в переводе означает “мускатный орех” (“pala”) и “сущность” (“sari”). Во время японской оккупации в 1942 году отец Саймон был арестован и отправлен на Сулавеси. Вернувшись после войны в 1946 году, он обнаружил, что община выросла и насчитывает уже 96 семей.

С провозглашением независимости Индонезии отец Саймон добился официального подтверждения права общины на землю. Он продолжал служить до своей смерти в 1960 году, а в Паласари его память увековечена — одна из улиц носит его имя.

В 1954–1958 годах на месте старой обветшавшей церкви был построен современный католический храм Святого Сердца Иисуса (Hati Kudus Yesus). Руководил проектом священник Игнацио де Вриезе, а его идеи воплотили балийские архитекторы Ida Bagus Tugur и I Gusti Nyoman Rai.

Новая церковь расположена в центре деревни и имеет форму креста. Её архитектура гармонично сочетает неоготический стильи традиционный балийский дизайн. Проект был создан с учётом концепции трёх мандал, как в индуистских храмах. Главные ворота, украшенные крестами, напоминают традиционные балийские чанди бентар. Три купола церкви символизируют Святую Троицу, и их форма напоминает башни меру, характерные для индуистских храмов.

Чёрные купола из пальмовых волокон эффектно контрастируют с белым фасадом здания. Семь крестов на фасаде олицетворяют Семь Церковных Таинств. Внутренний интерьер церкви поражает сводчатым потолком, поддерживаемым массивными деревянными балками. Просторные окна наполняют помещение мягким естественным светом. Возле алтаря, статуй Марии и Иисуса расположены зонтики, подобные тем, что используют в индуистских храмах. Особое внимание привлекают фигурки ангелов, одетых в традиционные балийские наряды.

На сегодняшний день деревня Паласари остаётся крупнейшей католической общиной на Бали. В 2002 году здесь проживало 319 семей, а к 2006 году их число увеличилось до 331. Несмотря на миграционные программы, часть жителей покинула деревню, переселившись на Сулавеси и Суматру. Тем не менее, община продолжает расти и сохранять свои традиции.

Церковь Святого Сердца Иисуса — это не только религиозный центр, но и символ синтеза культур, где католическая вера органично вплелась в балийские традиции. Её уникальная архитектура и историческое значение делают деревню Паласари важным местом на карте культурного наследия Бали.
Католическая церковь в Паласари находится здесь
2025-01-09 15:04